Деятельность человека с развитием технологий становится все более продуктивной, но одновременно увеличивается и вред, наносимый окружающему миру каждым из нас. Сократить свой экослед можно как самостоятельно, так и на уровне бизнеса.
Каждый сотрудник может не только присоединиться к корпоративной программе, но и предложить собственную экологическую инициативу. Эта тенденция вписывается в понятие корпоративной социальной ответственности, в связи с которым в России активно продвигаются различные начинания и продукты с приставкой эко. В рамках информационной кампании День экологического долга, организованной WWF России, мы познакомим вас с интересными экологическими программами.Мода или необходимость?
В последние 3-5 лет в России сложился активный тренд на экологизацию бизнеса. «Зеленые» стартапы быстро набирают популярность, крупные производства вводят европейские эко-стандарты, потребители переходят на раздельный сбор мусора и присоединяются к крупнейшей глобальной кампании WWF «Час Земли». На этом фоне все больший отклик в обществе находят экологические акции.
Молодежь вырабатывает новые приоритеты, среди которых безопасность и экологичность продуктов ценится выше, чем категории цены. На компании возлагается не только ответственность за качество, но и социальная функция. Производители учитывают безопасность производства, доставки к потребителю и утилизации своего товара.
Потребители становятся более ответственными. Им важно не только, насколько безопасны используемые ими средства (косметика, шампуни, кремы и т.д.), но и как будет утилизирована упаковка. В свою очередь, бизнес также вынужден использовать быть более прозрачным в коммуникации с клиентом. Теперь качество товара рассматривается исключительно комплексно, с учетом всего жизненного цикла продукта. Репутация компании включает и то, какой вклад она вносит в природоохранную активность.
Как WWF России и бизнес помогают природе
В России тему экологии по собственной инициативе активно продвигают многие — от стартапов до успешных компаний, в том числе международного уровня. Расскажем о наиболее интересных и успешно реализованных проектах WWF России совместно с бизнесом.
Корешки и квашеное сено: виртуальный ресторан для редких диких животных

Виртуальный «Дикий ресторан», организованный Delivery Club совместно с WWF России. На сайте проекта можно было заказать угощение для различных видов исчезающих животных. Необычное меню состояло из 20 блюд. Проект позволил пользователем сервиса больше узнать о фауне России, ближе познакомиться с редкими животными, их рационом, ареалами обитания и привычками. Например, для снежного барса приготовили побеги рододендрона, а для бухарского оленя — молодые шишки с дикими сотами.
Крылатый стрим: прямая трансляция из гнезда редкого дальневосточного аиста

Дальневосточных аистов осталось очень мало — в России стране сохранилось всего 700 гнезд, — а вот опасностей в их жизни хватает. Трансляцияи видео из гнезда дальневосточного аиста на проходила на ютуб-канале Всемирного фонда дикой природы (WWF) в режиме реального времени. Благотворительный стрим прошел при поддержке Добро.Mail.ru и DonationAlerts совместно с WWF России. Каждый желающий мог внести свой вклад и поддержать работу по восстановлению популяции этих редких птиц.
Восстановление популяции белых журавлей с помощью современных технологий

Еще один «птичий» проект был реализован создан при содействии компании SIU System, WWF России и сотрудников Окского заповедника. Здесь при выкармливании птенцов стерха (редкого сибирского журавля) стали использовать искусственные клювы, напечатанные на 3D-принтере. Это помогает птенцам в дальнейшем быстрее адаптироваться в дикой природе. Муляжи клювов переданы в дар заповеднику.
Дикие и симпатичные — сохранение редких морских млекопитающих Тихого океана: каланов и сивучей

Цель совместного проекта WWF России и компании Kinder — выявить причины сокращения численности морских млекопитающих у юго-восточного побережья Камчатки и на северных островах Курильской гряды. В ходе проекта пройдут несколько экспедиций, по результатам которых ученые разработают план действий, чтобы остановить сокращение численности каланов, снизить фактор беспокойства на лежбище сивучей в бухте Моховая (Петропавловск-Камчатский), а также не допустить дальнейшей деградации морских экосистем в этом регионе.
Тропой барса: маршруты по местам обитания исчезающих видов животных

Для любителей путешествий и дикой природы картографический сервис MAPS.ME выложил в открытом доступе 7 новых маршрутов. Они разработаны совместно с WWF России и учитывают места обитания редких животных. В сервисе предложен простой механизм для внесения пожертвований в фонд на сохранение этих видов. Маршруты сопровождаются пояснениями с указанием мест проживания зубров, амурских тигров, сайгаков, снежных барсов, леопардов, моржей и северных оленей. Карточки животных содержат данные об образе жизни, привычках, особенностях. Проект ставит перед собой просветительские цели, а не только сбор пожертвований.
Эко-карта из кукурузного крахмала с эко-кэшбэком

Кобрэндинговая эко-карта Tinkoff и WWF России произведена из биоразлагаемого материала. Специальный пластик сделан на основе кукурузного крахмала, благодаря чему эта карта разлагается гораздо быстрее традиционной. За оформление карты клиент получает электронный сертификат, подтверждающий статус «Тинькофф-сторонника WWF», и личный кабинет на wwf.ru, а за первое пожертвование от 900 ₽ — комплект «Сторонника WWF» со значком-пандой и буклетом о работе Фонда. Кроме того, кэшбек в размере 1% от суммы покупок автоматически перечисляют на помощь диким животным и восстановление территорий их обитания.
Коллекция рюкзаков и линия одежды в поддержку редких видов животных

Петербургский бренд сумок и рюкзаков ARNY PRAHT создал совместную с Фондом коллекцию минималистичных рюкзаков из экокожи с силуэтом белого медведя. С каждого проданного изделия бренд отчисляет 30% его стоимости на проекты WWF России по сохранению редких видов.
А компания-производитель одежды «Родина» совместно с WWF России запустила линию одежды с изображениями исчезающих животных и птиц. В коллекции присутствуют амурский тигр, белый медведь, северный олень, атлантический морж и журавль. Коллаборация носит название «Редкие виды», часть средств от ее реализации будет передана экологам. К акции присоединилась компания St. Friday Socks, дополнившая коллекцию 5 моделями носков с животными. Вся одежда изготавливается из материалов с сертификатом экологичности (Global Organic Textile).
Бизнес против мусора: переработка контейнеров от доставки еды и коробок от обуви

Некоторым компаниям удается одновременно и финансово поддержать природоохранные проекты, и взять на себя ответственность за переработку упаковки от собственной продукции, привлекая к этому своих покупателей.
Так, например, команда сникер-сторов SuperStep провела в рамках акции «Час Земли» уникальный проект — приобретая обувь в магазинах сети, у покупателей была возможность отказаться от пакета и коробки в пользу специальной многоразовой сумки, полностью изготовленной из переработанного пластика. При этом весь картон, собранный в рамках программы, будет отправлен на утилизацию, а средства от продажи сумок пойдут на проекты WWF по сохранению первозданных лесов России.
А сервис доставки еды «Кухня на районе» запустила кампанию по возврату контейнеров и упаковки от еды для ее последующей переработки. Сдать одноразовую посуду можно курьеру сервиса при следующем заказе всего за 9 руб. Часть собранных средств направляется на природоохранные проекты WWF России.
Виртуальные панды и пчелы в Minecraft помогают сохранить реальных

Сбор средств на экологические проекты регулярно проводит разработчик компьютерной игры Minecraft. Сначала в игре появилась панда, а вместе с ней — и возможность сажать виртуальный бамбук. А чуть позже в очередную версию игры «поселили» виртуальных пчел. Эти эко-мобы помогают пользователям больше узнать о важности биоразнообразия на Земле и о значении насекомых в экологии планеты. Пожертвовать на проекты WWF можно во время благотворительных онлайн-стримов, купив виртуальный скин-костюм пчелы или другие сувениры.
Стикерпак для спасения белых медведей

К деятельности WWF России присоединилась компания «Союзмультфильм», которая запустила стикерпак «Умка» из 20 стикеров в Viber. Благотворительная акция направлена на сбор средств для спасения популяции белых медведей. В прошлом 2019 году персонаж любимого многими советского мультфильма отметил свое 50-летие.
Отметим, что не менее 65% сбора от экологических акций (иногда все поступившие средства полностью) передаются WWF России на проекты по сохранению редких видов флоры и фауны РФ.
Что можно сделать уже сейчас
Любая компания может без особых усилий начать уменьшать свой экологический след. Если вы владелец или глава компании, постарайтесь:
- разработать «зеленые принципы» — они позволят создать экологическую стратегию развития;
- сократить потребление ресурсов — использовать возобновляемые источники энергии, вторичное сырье, внедрять контроль расхода воды;
- использовать электронный документооборот — снизить расход бумаги;
- переходить на энергосберегающие технологии и устройства;
- искать поставщиков поблизости от производства — сократить затраты на доставку из других регионов;
- выстраивать внутреннюю корпоративную культуру с ориентацией на соблюдение экологических принципов.
Если вы рядовой сотрудник или фрилансер, предложите инициативу коллегам, друзьям, знакомым, делайте сами:
- перейдите на раздельный сбор отходов, сортировку мусора — это позволит вам присоединиться к программам вторичного использования сырья;
- экономьте воду, свет, тепло;
- откажитесь от личного автомобиля в пользу каршеринга, карпула — совместного пользования машинами;
- избегайте использования одноразовой тары, пластиковой посуды, пакетов.
Присоединиться к природоохранной работе WWF России и внести свой вклад в сохранение родной природы могут как частные лица, так и бизнес. Фонд ведет десятки ярких и важных проектов по всей стране, а также инициирует массовые общероссийские экологические кампании и акции, такие как «Час Земли» или «День Экодолга». Присоединяйтесь!
Следи за знаками: сохраняй планету!